Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
Ошибки в создании методик креативаОшибки в создании методик креатива
X
Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
История изучения самого процесса творчестваИстория изучения процесса творчества «как он есть»…
Ошибки в создании методик креативаОшибки в создании методик креатива
X
Проблема принятия творческих решений имеет многовековую историю...
Этим изучением занимались представители различных направлений: философы, логики, психологи, физиологи, педагоги, деятели искусства, военные и т.п.
Г.С. Альтшуллер сознательно ограничил область научного поиска и, в начале своих исследований, глубоко изучил область изобретательского творчества. Полученные им результаты выявили типовые ошибки других исследовательских программ, цитируем:
Задавая вопрос: Как делаются изобретения? - часто забывают, что творчество не есть что-то неизменное. В разные эпохи изобретали по-разному. Поэтому утверждения, относящиеся к творчеству современного изобретателя, нельзя (без поправки на время) основывать на фактах, связанных с изобретениями, сделанными пятьдесят или сто лет назад. Однако чаще всего именно так и поступают. Описывается история какого-либо изобретения и само собой подразумевается, что выводы имеют силу и при решении современных технических задач.
Известно, - пишет, например, Н. Середа в книге Рабочий-изобретатель, - что английский изобретатель Генри Бессемер (1813-1898), не будучи металлургом и не располагая необходимыми теоретическими сведениями, эмпирически открыл и запатентовал в 1860 году способ передела жидкого чугуна в литую сталь путём продува сквозь него сжатого воздуха во вращающемся конвертере. Следовательно, в числе изобретателей есть и такие, которые не имеют достаточных теоретических познаний, их изобретения являются результатом пытливой мысли и упорного, кропотливого труда....
Бессемер действительно пришёл к своему изобретению на ощупь, но сейчас, спустя столетие, в той же металлургии крайне нерационально искать новое эмпирическим путем. Взять хотя бы столь частную для металлургии задачу, как создание нового жаропрочного сплава. Вот что говорит об этом академик П. Капица:
Применение эмпиризма в этих исследованиях обычно связано с трудоёмким накоплением больших количеств опытных данных и с большой сложностью их систематизации и использования... Нам известно около 100 элементов, которые образуют сплавы. Положим, что описание нужных свойств одного металла или сплава, его прочности, жаропрочности, упругости, электропроводности и т. д. занимает одну страницу. Для описания свойств самих элементов потребуется 100 страниц, для описания бинарных сплавов потребуется уже 10 тысяч страниц. Сплавы тройных систем займут миллион страниц. Таким образом, эмпирический метод изучения имеет свои естественные пределы.
Действительно, если бессистемно перебирать все мыслимые варианты решения современной технической задачи, не хватит человеческой жизни. Можно, конечно, рассчитывать на случайную удачу - вроде той, которая в свое время помогла Бессемеру. Такие многокомпонентные сплавы, - продолжает П. Капица, - может быть, были найдены случайно, но вероятнее - интуитивным нюхом талантливого ученого, который, как искусный повар, умеет готовить вкуснее других. Если есть интуиция, значит, есть и закономерности. Задача науки - выявить эти закономерности.
Во времена Бессемера изобретатель вынужден был идти к цели методом проб и ошибок, рассчитывая на терпение или счастливую находку. Других методов творческой работы просто не знали. Теперь положение изменилось: изобретательская задача, как правило, может быть решена в результате планомерных мыслительных операций. Главное значение приобретает правильная организация творческого процесса, а не количество затраченных на слепые поиски дней, месяцев, лет...
Отдавая должное терпению, присущему великим изобретателям прошлого, надо ясно видеть, что современный изобретатель может и должен работать иначе. В наше время долгие поиски идеи решения не только свидетельствуют о настойчивости изобретателя, они говорят и о плохой организации творческой работы. Здесь мы сталкиваемся ещё с одним распространенным заблуждением: высокая оценка самого изобретения зачастую ошибочно переносится на методы делания этого изобретения.
Изобретатель нередко заслуживает пятёрку с плюсом за итог решения и двойку с минусом за ход этого решения. Не случайно выдающийся изобретатель Г. Бабат, сравнивая решение изобретательской задачи с восхождением на крутую гору, писал так; Бредёшь, отыскивая воображаемую тропинку, попадаешь в тупик, приходишь к обрыву, снова возвращаешься. И когда, наконец, после стольких мучений доберешься до вершины и посмотришь вниз, то видишь, что шёл глупо, бестолково, в то время как ровная широкая дорога была так близка и по ней легко было взойти, если бы раньше её знал (здесь явно использована известная метафора Германа Гельмгольца - Прим. И.Л. Викентьева).
Н. Середа, Рабочий-изобретатель? Рига, 1961, стр. 26.
П. Капица, Будущее науки. Наука и жизнь, N 3, 1962, стр. 22.
Там же, стр. 23.
Г. Бабат, Сбывшееся и несбывшееся. Сборник: Пути в незнаемое, 1962, стр. 581.
Альтшуллер Г.С., Основы изобретательства, Воронеж, Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1964 г., с. 6-7.
В других своих работах Г.С. Альтшуллер упоминал и такие ошибки в изучении творчества:
- Неявное допущение, что механизмы творчества едины (одинаковы) при решении задач, различных как по предмету, так и по уровням их сложности;
- Изучение творческих задач в искусственно-лабораторных условиях, без решения реальных задач самими исследователями;
- Переоценка чисто психологических факторов, без учёта объективных законов развития, например, закономерностей развития техники;
- Изучение отдельных решений индивидуума, а не серии последовательных решений, сделанных кооперацией современников (термин К. Маркса).
Во всех видах творчества есть нечто общее. Если, например, сравнить творчество художника и творчество изобретателя, найдётся немало общих черт. Однако наряду с этим имеются и принципиальные отличия. Поэтому сначала должны быть изучены отдельные конкретные виды творчества. Когда будет понят их механизм, окажется возможным судить о том, что характерно вообще для всех видов творчества и что присуще только тому или иному виду. Если изучать творчество вообще, не удастся продвинуться дальше самых прописных истин.
Альтшуллер Г.С., Как научиться изобретать, Тамбов, Тамбовское книжное издательство, 1961 г., с. 112.
Инерция мышления в создании методик творчества по Г.С. Альтшуллеру.
Изучите комментарии и ссылки под Видеозадачей по ТРИЗ
на YouTube: